В  12  часов дня 5 июня 2015 года  состоялась церемония установки курсантами и офицерами Военно-инженерного института Сибирского федерального университета  памятного знака.

 Знак был установлен  на месте гибели  28 марта 1943 года экипажа самолета А-20 «Бостон»   260-го бомбардировочного авиационного полка в составе:

Пилот  младший лейтенант Разумный Николай Николаевич

Штурман старший сержант Осокин Борис Иосифович

Стрелок-радист старшина Евтенко  Макар Игнатьевич

Стрелок-радист младший сержант Васильев Николай Федорович.

Памятный знак, установленный курсантами и офицерами ВИИ СФУ

Работа по восстановлению памяти погибших защитников Отечества продолжается...

Великое прошлое и настоящее...

   28-го марта 1943 года. Самолёт Douglas A-20 Boston, ведомый младшим лейтенантом Николаем РАЗУМНЫМ (в составе экипажа — штурман старший сержант Борис ОСОКИН из Ярославской области, стрелок-радист старшина Макар ЕВТЕНКО из Полтавской области, авиамеханик младший сержант Николай ВАСИЛЬЕВ из Удмуртской АССР), отрабатывал технику пилотирования. При производстве боевых разворотов, выходя из правого виража, потерял скорость и сорвался в штопор. При выводе из штопора из-за нехватки высоты бомбардировщик врезался в землю под углом 50-60 град. Место гибели — около деревни Старцево, в 15 км севернее аэродрома Красноярск. Самолёт сгорел, экипаж погиб.

Младший лейтенант Н. Разумный

Полетная карта экипажа Н. Разумного

Место крушения самолета

Зона поиска места крушения самолета

       Во время Великой Отечественной войны на аэродроме Красноярск  базировался  45-й запасной  авиационный полк,  в который с фронта прибывали в составе полков боевые летчики для переучивания на поставляемые по Красноярской воздушной трассе («Аляска-Сибирь»)  истребители и бомбардировщики американского производства. После получения самолетов, краткого переучивания (в течение 2-3 месяцев) и доукомплектования личным составом,  боевые полки убывали на фронт. К сожалению, во время переучивания на новую авиационную технику не обходилось без летных происшествий.

         Так и получилось и с экипажем младшего лейтенанта Николая Разумного. 28 марта 1943 года  в  зоне  учебных полетов над д.Старцево, в 15 км севернее аэродрома Красноярск,  при отработке техники пилотирования при выполнении боевых разворотов, при выходе из правого виража самолет потерял скорость и сорвался в штопор. Летчик пытался справиться с ситуацией, но, при выводе из штопора,  из-за нехватки высоты  лобовой частью самолет врезался в землю под углом 50-60 градусов. Самолет сгорел, экипаж погиб. Летчики были похоронены в г.Красноярске, но информации о том, на каком кладбище и сохранилось ли захоронение в архивах нет. Для того чтобы память о погибших при исполнении служебных обязанностях  боевых летчиках осталась на красноярской земле и было принято решение о установке памятного знака на месте их гибели.

        Поисковики Военно-инженерного института СФУ ведут работу по установке памятных знаков  на местах авиакатастроф  времен Великой Отечественной войны не первый год.  На сегодняшний день поисковиками – школьниками и курсантами ВИИ СФУ установлено восемь памятных знаков. Работа по восстановлению памяти погибших защитников Отечества продолжается.

 Из истории  260-го бомбардировочного авиаполка.

 Полк   в бой с немецко-фашистскими захватчиками вступил 22 июня 1941 года. Тогда он именовался 48-м пикирующим бомбардировочным авиаполком. За месяц боев полк потерял все самолеты и был выведен в тыл на укомплектование и переформирование. С   22 июля 1941 по 18 августа 1941 года   48-й пикирующий БАП, переименованный в  260-й пикирующий БАП (командир полка подполковник Забелин) укомплектовался в Москве 32 самолетами Пе-2, недостающим личным составом  и перелетел на Северо-Западный фронт. С   20 августа  по 28 октября 1941 года полк вел боевую работу. 21 декабря 1941 год в полку осталось  6  самолетов с экипажами.  Полк был выведен в тыл снова на укомплектование.  Сначала в Липецке, затем в Иркутске и наконец в Красноярске  для переучивания на американские самолеты А-20 «Бостон». В  Красноярске полк находился с 14 сентября по 10 декабря 1942 (Бостон – 3) и с 21 декабря 1942 по 29 апреля 1943 (А-20Б). Шефство над полком вел Красноярский ПВРЗ.  Переучившись на  А-20,  полк в составе 19 самолетов вылетел в Тамбов и с 21 мая 1943 года   в составе   244  БАД 17 Воздушной Армии  приступил к боевой работе на Юго-Западном фронте  на Белгородском  направлении.

За образцовое выполнение заданий при  освобождении Венгрии  в апреле 1945 года  полк  был награжден орденами Суворова 3-й степени и  Кутузова 3-й степени.  

 автор: В.Филиппов, сотрудник музея ВИИ СФУ.

Фотоотчет мероприятия (фото Карнауховой П. Г.)