До 1934 года в Тувинской Народной Республике не было ни авиации, ни своих летчиков. Небольшая горная страна,  расположенная в центре Азиатского материка, граничащая с СССР и Монголией  была в то время страной скотоводов и кочевников.

Руководство республики понимало необходимость развития транспорта, особенно в труднодоступных районах. Для развития транспорта необходимы были и национальные кадры. Подготовку первых тувинских летчиков предполагалось вести в СССР.

 В 1934 году   по просьбе руководства ТНР в Оренбургское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ)  были приняты для обучения два тувинских военнослужащих Отдельного кавалерийского полка ТНРА – секретарь штаба старшина Чооду Кидиспей Дагбаевич и боец-кавалерист Оюн Лапшын Доскаарович, отличники боевой и политической подготовки, хорошо владеющие русским языком. Так как тувинские курсанты являлись иностранцами, для конспирации в училище  им выдали документы на русские фамилии: Лапшын  стал Лавровым, а Кидиспей – Васильевым. В 1937 году   они закончили обучение с присвоением воинского звания  «лейтенант». По возвращении в Туву  первых летчиков руководство республики обсудило с ними вопрос о развитии авиации в Туве. Было решено построить аэропорт в Кызыле, решить вопрос покупки самолетов в СССР, пригласить из СССР инженерно-технический персонал. Кидиспей Чооду был назначен командиром  авиазвена Отдельного к.авалерийского полка  ТНРА, а Лапшын Оюн его заместителем. На восточной окраине Кызыла началось строительство аэродрома. В Абакане получили два самолета Р-5. Прибыли из СССР  авиатехники Николай Васильевич Прохоров и Ткачев. Первые пилоты начали  осваивать небо Тувы: открыли воздушные линии из Кызыла в Шагонар, Чадан, Барун-Хемчик, Каа-Хем, Бии-Хем, Танды, Эрзин, Тес, Тоджу, Кунгуртуг,  возили почту, руководителей республики, выполняли санитарные рейсы. Не было ни средств связи, ни метеостанций, ни оборудованных посадочных площадок. Летали по земным ориентирам. В условиях горно-таежной местности это было большим риском.

С оборудованием помог Советский Союз. Были установлены рации в Тодже, Качык, Кызыл-Мажалыке, Чадане и Самагалтае. СССР обещал передать еще 5 самолетов У-2. Нужны были кадры. Были организованы курсы подготовки пилотов. Руководителем был назначен Кидиспей Чооду.  Из более чем 100 кандидатов были отобраны всего шесть человек: Алексей Ензак, Ховалыг Хопуя, Чили Чимит, Виктор Очур-оол, Сергей Хунан-оол, Соян Дадар-оол. Они и стали первыми курсантами открытых курсов. Преподавателями были Кидиспей, Лапшын, Прохоров и Ткачев. По окончанию курсов Дадар-оол получил документ авиатехника, остальные – летчиков. На самолетах У-2 созданное отдельное авиазвено ТНРА начало дальнейшее освоение воздушного пространства республики. [1].

Первые выпускники летных курсов стали летать самостоятельно, выполнять различные задания. Самым способным был  Чили Чимит, ставший   внештатным инструктором курсов.

Важное политическое значение имело установление воздушной связи между Красноярском и Тувинской Народной Республикой. Еще в 1936 г. был составлен предполагаемый вариант воздушной линии. В третьей пятилетке было проведено изыскание воздушной трассы Красноярск-Кызыл протяженностью 600 км. В ноябре 1940 г. в Москве между ГУ ГВФ и Советом Министров ТНР было заключено следующее соглашение:

«Статья 1. Устанавливается регулярное воздушное сообщение между Красноярском и Кызылом в обоих направлениях для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты. ТНР передает эксплуатацию означенного воздушного  сообщения на территории ТНР ГУ ГВФ СССР.

Статья 2. Указанное в статье 1 воздушное сообщение будет осуществляться по маршруту Красноярск-Абакан-Кызыл по долине реки Енисея.

Учинено в г.Москве 21 ноября 1940 г.

По уполномочию ГУ ГВФ при СНК СССР В.М.Коротков.

По уполномочию СМ ТНР полномочный представитель Намчак».

Приказ начальника ГУ ГВФ № 49 от 21.06.1941 г.

Об утверждении государственной воздушной линии Красноярск-Кызыл.

1.Утвердить государственную воздушную линию Красноярск-Кызыл через Даурское-Новоселово-Краснотуранск-Абакан-Ермаковское, далее вдоль тракта Абакан-Кызыл до Туранский и Кызыл общей протяженностью 687 км.

2.Воздушную линию Красноярск-Кызыл считать пригодной для почтово-грузовых и пассажирских перевозок в дневное время суток».

Начальник ГУ ГВФ Молоков. [2].

 

В  1941 г. экипаж Енисейской авиагруппы ГВФ в составе пилотов В.Смирнова, В.Беляевского и авиатехника В.В.Мисака совершил в Кызыл три рейса без коммерческой загрузки. В связи с начавшейся войной, с согласия ГУ ГВФ линия была закрыта.

В декабре 1942 года  Правительство ТНР  отправило  четверых выпускников летных курсов в Черногорск в Бирмскую ВАШП. Опять же по причине того, что в Красной Армии не могли служить подданные иностранного государства, нахождение тувинцев в Бирмской ВАШП было законспирировано. Все они числились в авиашколе под другими – русскими именами:

1. младший лейтенант Чистяков Иван Васильевич 1914 г.р. (Чимит Чили).

2. лейтенант Худяков Сергей Николаевич 1914 г.р. (Хунан-оол Сергей).

3. младший лейтенант Хлопов Павел Тимофеевич 1917г.р. (Хопуя Ховалыг).

4. младший лейтенант Егоров Алексей Федорович 1914 г.р. (Ензак Алексей). [3].

Все они прошли полный курс военной школы пилотов и ждали отправки на фронт. Но советское правительство берегло национальные кадры и на фронт борьбы с немецкими захватчиками тувинские пилоты не попали. Повлияло и то, что в  1942 году умер Оюн Лапшын и  тяжело заболел Кидиспей Чооду (умер в 1946 г.). Командование ТНРА отозвало в Туву Чили Чимита и он был назначен командиром авиазвена ТНРА. Позднее был отозван  в Туву и Хунан-оол.  Ензак и Хопуя  по окончанию авиашколы были направлены в действующую  армию в Забайкальский военный округ и вернулись на родину после окончания войны с Японией.

В 1944 г. ТНР вошла в состав СССР. Авиазвено  до конца войны продолжало находиться в составе Отдельного Тувинского кавполка.

Исх.№ 2/0626 орг  от 10.04.1945 г.

«Командующему ВВС Красной Армии  Главному Маршалу авиации т.Новикову.

Об авиазвене  кавполка бывшей Тувинской Народной республики.

В соответствии с Указом ПВС СССР от 11.10.1944 г. в состав Союза ССР принята Тувинская Народная Республика на правах автономной области. В связи с этим в состав СибВО включен отдельный кавполк ТНР, который в своем штате имеет авиазвено следующего состава:

Командир звена -1 офицер.

Летчиков -  4 офицера.

Техников – 1 офицер.

Командир отделения – 1 сержант.

Рядовых – 4.

Итого 11 человек.

Самолетов По-2 -1, По-2С -2.

Налицо имеется:

Командир звена – 1.

Инструкторы - 2,

Укладчик парашютов – 1.

Командир отделения – 2,

Старшина звена - 1,

Моторист-1,

Рядовых – 13 курсантов, окончивших теоретическую программу по самолету  По-2.

Звено помимо вопросов обеспечения работы кавполка имело целью готовить летные кадры. Правительство Тувинской АО ссылаясь на то, что якобы Правительство СССР дало указание оставить в прежнем объеме организацию воинских частей просит взять на обеспечение авиазвено и курсантов-летчиков и оформить соответствующим штатом. Докладывая изложенное прошу Ваших указаний о принятии авиазвена на все виды  авиатехнического довольствия и о руководстве его учебно-летной работой».

Командующий ВВС СибВО генерал-лейтенант Шелухин. 6.04.1945 г.[4]

В январе 1946 года авиазвено в связи с расформированием ТНРА было передано  в состав Красноярского Управления ГВФ. Командиром  звена продолжал работать Чимит Чили Санчыкович.

13 июля 1946 г. приказом начальника Красноярского Управления ГВФ на базе Кызыльского авиазвена был создан 273 авиаотряд спецприменений (АОСП). Штат того времени состоял из командира, 13 пилотов, 8 авиатехников, 5 мотористов, начальника аэропорта, 2 работников аэропорта, 3 работников  хозчасти, 2 радистов, работника службы технической эксплуатации и инспектора перевозок. В авиаотряде первоначально было 4 самолета По-2. Весь персонал размещался в домике 5х7 метров.

В начале октября 1946 года вернулись на родину Алексей Ензак и Ховалыг Хопуя. Сергей Хунан-оол трагически погиб в 1948 году. Оставшиеся четверо  тувинских пилотов многие годы достойно работали   в родном небе.

273 Кызыльский авиаотряд Красноярского управления ГВФ летал по 24 авиатрассам, охватывающим 22 населенных пункта и 16 районов Тувинской автономной области.

 

Биографии первых тувинских летчиков

 Чооду Кидиспей Дагбаевич

Родился в 1908 году в м.Бурганныг Тес-Хемского кожууна ТНР. Председатель ячейки ревсомола Шуурмакского сомона. В ТНРА с 1932 – боец, секретарь штаба Отдельного кавалерийского полка. Окончил Оренбургское ВАУЛ (1934-1937). С 1937 – командир авиазвена ТНРА, начальник авиакурсов при 7 отдельном кавполку ТНРА. Умер в 1946 г.

Старшина (1934), лейтенант (1937), старший лейтенант (1938), капитан (1940), майор (1942). Награжден орденами Труда (22.02.1942) и Республики ТНР.

 Оюн Лапшын Доскаарович

Родился в Балгазыне ТНР. В ТНРА с 1932 – боец-кавалерист. Окончил Оренбургское ВАУЛ (1934-1937). С 1937 – летчик авиазвена ТНРА.Лейтенант. Умер в 1942 г.

Награжден орденом Труда ТНР.

 Чимит Чили Санчыкович

Родился 20 октября 1914 г.  в м.Суг-Аксы (по др.данным в м.Кара-Чыраа) Сут-Хольского  района ТНР. С 1932 – рядовой кавполка ТНРА, шофер. Окончил 8 классов. С 1936 слушатель автодорожного техникума. С 1941 курсант учебного авиазвена ТНРА, с 1942 – летчик авиазвена ТНРА. Окончил авиакурсы в Кызыле 15.07.1941, Бирмскую ВАШП в 1944. С 1944 –  лейтенант, командир авиазвена 7 отдельного кавполка ТНРА. Не воевал. Старший лейтенант. С 02.1946 - командир Кызыльского авиазвена. С 07.1946 – командир звена 273 АОСП. С 14.03.1948 – начальник аэропорта Кызыл. В 1950 – командир звена 273 АОСП, с 1952 – командир эскадрильи. Ушел на пенсию в 1964 г. Умер в 1967 г.

Заслуженный работник транспорта Тувинской АССР. Награжден орденом Труда ТНР (22.02.1942), орденом «Знак Почета», медалями, Почетной грамотой ТНР, знаками «Отличник Аэрофлота», «За налет 1000000км».

 Хунан-оол Сергей Мургулчуевич ( Кара-Сал Хунан-оол)

Родился 28 января 1914 года в м.Бардык  Борун-Хемчикского района ТНР. Окончил 8 классов  в Кызыле в 1931, курсы шоферов в Кызыле в 1937. С 3.03.1933 — секретарь  Монгуш-Тайгинского райкома ЛКСМ Тувы. С 5.09.1935 в ТНРА – боец кавалерист, сержант шофер кавполк ТНРА. Окончил авиакурсы в Кызыле (8.10.1939 - 15.07.1941), Бирмскую ВАШП  (12.12.1942-17.06.1945). Не воевал. Лейтенант. С 17.06.1945 — пилот авиазвена при 7 отдельном Тувинском кавполку. С 4.04.1946 — пилот авиазвена 217 АОСП Кызыл. С 1.07.1946 — пилот 273 АОСП. Трагически погиб  21.06.1948.

Награжден орденом Труда ТНР (22.02.1942), медалью «За победу над Германией», знаком «Отличник Аэрофлота». Депутат Кызыльского горсовета с 08.1942.

 Хопуя  Ховалыг Тогдугашович

Родился 21 января 1917 года  в с.Суг-Бажи Барун-Хемчикского района ТНР. Окончил 10 классов в 1939 г. в г.Кызыле. С 08.1940 – в ТНРА : боец, командир взвода. Окончил авиакурсы в Кызыле 15.07.1941, Бирмскую ВАШП в феврале 1945. Младший лейтенант. С 02.1945 по 06.1946 служил в ВВС – летчик 939 ИАП Забайкальского военного округа. Лейтенант запаса. С 08.1946 – пилот По-2  273 АОСП, с 1953 – командир звена 273 АОСП, с 1956 – командир самолета Ан-2.

Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаками «Отличник Аэрофлота», «За налет 1000000км».

 Ензак Алексей Буянович

Родился 15 марта 1914 года  в м.Элегест Тандинского района ТНР. Окончил 5 классов школы в 1932 в с.Пай-Хак Тандинского района ТНР. С 09.1940 – рядовой ТНРА. Окончил авиакурсы в Кызыле 15.07.1941, Бирмскую ВАШП в феврале 1945. Младший лейтенант. С 02.1945 по 06.1946 служил в ВВС – летчик 939 ИАП Забайкальского военного округа. Старший лейтенант запаса. С 08.1946 – пилот По-2  273 АОСП,  с 1956 – командир самолета Ан-2.

Награжден  медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаками «Отличник Аэрофлота», двумя «За налет 1000000км».

 Очур-оол Виктор Балчимович

Родился в 1917 году в  с.Чакул ( по др.данным в м.Карантол) ТНР. В ТНРА с 1938. Окончил 3 класса школы и авиакурсы  в Кызыле в 1941. С 1941 – летчик авиазвена 7 отдельного кавполка ТНРА. Не воевал. Младший лейтенант. С 08.1946 - Пилот 273 АОСП.

 Тандар-оол Евгений Успунович (Дадар-оол Саян)

Родился в 1914 г. п.Алаш Барунхемчикского района ТНР. В Красной Армии с 1938. Окончил курсы авиатехников в 1941. Не воевал. Младший техник-лейтенант. С 08.1946 - техник ГСМ 273 АОСП.

Награжден медалью «За победу над Германией».[5]

 

Источники и литература

  1. Ховалыг М.Б.Властелины неба центра Азии. Красноярск: Поликор,2006.- 96с.
  2. ГАКК, Ф.Р-1421, Оп.5, Д.2, Л.105.
  3. ЦАМО РФ, Ф.60332, Оп.35738, Д.30, Л.27-30.
  4. ЦАМО РФ, Фонд 160, опись 13234, дело 48, л.11.
  5. ГАКК ФР-1421, оп.5,д.43,л.148-155.

статья сотрудника ВИИ Филиппова В.В.